Информационный портал!

Основные характеристики речи

Формирование сознания в историческом процессе неразрывно связано с началом и развитием общественно-трудовой деятельности людей. Потребность в сотрудничестве породила потребность в словесном способе общения людей друг с другом. Пользование языковыми средствами общения — отличительная черта человеческого общества. Благодаря языку люди могли не только воздействовать друг на друга, но и передавать опыт, накапливавшийся поколениями. В слове основные характеристики речи цель действий человека. Обозначенная словом, цель придавала им разумный направленный характер. Слова фиксировали те основные характеристики речи, связи и зависимости, которые люди выявляли в своей практической деятельности. Благодаря речи человек познавал самого себя как субъекта деятельности и как субъекта общения. Освоение языка изменило все взаимоотношения человека с окружающим миром, перестроило его познавательную и практическую деятельность, общение с другими людьми. Для более глубокого понимания роли речи в психическом развитии следует прежде всего уточнить такие близкие, но не тождественные понятия, как «язык», «речь», «вторая сигнальная система». Язык — явление общественное. Под языком понимают выработанную в ходе исторического развития систему средств общения. Возникнув в то далекое время, когда объединившиеся для совместной трудовой деятельности первобытные люди испытали потребность что-то сказать друг другу, язык развивался вместе с развитием общества. Новые открытия в основные характеристики речи и технике, новые отношения, складывающиеся между людьми, отражались в языке. Он обогащался новыми словами, основные характеристики речи из которых обозначало какое-то понятие. Развитие мысли прослеживалось в изменении языка, в усложнявшейся структуре предложений. Поэтому, овладевая языком как средством общения, ребенок безгранично раздвигает узкие рамки личной познавательной деятельности, приобщаясь к уровню знаний, достигнутых человечеством, получает возможность закреплять в слове и обобщать свой личный опыт. Изучением процесса происхождения и значения слов и грамматических форм основные характеристики речи языках разных народов занимаются представители языкознания — языковеды, лингвисты. Речь — один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Ребенок не только усваивает слова и грамматические формы языка, но и относит их к тому содержанию, которое составляет значение слова, закрепленное за ним в родном языке всем процессом истории развития народа. Однако на каждом этапе развития ребенок по-разному основные характеристики речи содержание слова. Слово вместе с присущим ему значением он осваивает очень рано. Понятие основные характеристики речи, обозначенное данным словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится и углубляется по мере развития ребенка. Таким образом, речь основные характеристики речи это язык в действии, своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. В отличие от восприятия — процесса непосредственного отражения вещей — речь является формой опосредованного познания действительности, ее отражением посредством родного языка. Если язык един для всего народа, то речь каждого человека индивидуальна. Поэтому речь, с одной стороны, беднее языка, поскольку человек в практике общения обычно пользуется лишь небольшой частью словаря и разнообразных грамматических структур его родного языка. С другой стороны, речь богаче языка, так как человек, говоря о чем-то, выражает свое отношение и к тому, о чем он говорит, и к тому, с кем говорит. Его речь приобретает интонационную выразительность, изменяется ее ритм, темп, характер. Поэтому человек в общении с другими людьми может основные характеристики речи больше, чем значат те слова, которые он употребил подтекст речи. Но для того, чтобы человек мог достаточно точно и тонко передавать мысли другому человеку, причем так, чтобы воздействовать на него, быть правильно понятым, он должен прекрасно владеть родным языком. Развитие речи есть процесс овладения родным языком, умения пользоваться им как средством познания окружающего мира, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей. Изучением развития речи в онтогенезе занимается психология. Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Учение о второй сигнальной системе представляет собой учение о слове как сигнале. Изучая закономерности рефлекторной деятельности животных и человека, Павлов выделил слово как особый сигнал. Особенностью слова является его обобщающий характер, что существенно изменяет как действие самого раздражителя, так и ответные реакции человека. Изучение значения слова в образовании нервных связей составляет задачу физиологов, которые показали обобщающую роль слова, быстроту и прочность связей, образующихся на раздражитель, возможность их широкого и легкого переноса. Речь, как и любой другой психический процесс, невозможна без активного участия первой сигнальной системы. Являясь, как и в мышлении, ведущей и определяющей, вторая основные характеристики речи система работает в тесном взаимодействии с первой. Нарушение этого взаимодействия ведет к распаду как мышления, так и речи — она превращается в бессодержательный поток слов. В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. Прежде всего она является средством общения коммуникативная функцият. В коммуникативной функции речи выделяются три стороны: 1 информационная, которая проявляется в передаче общественного опыта и знаний; 2 выразительная, помогающая передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения; 3 волеизъявительная, направленная на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Будучи средством общения, речь служит и средством воздействия одних людей на других поручение, приказ, убеждение. Речь также выполняет функцию обобщения и абстрагирования. Эта функция связана с тем, что слово основные характеристики речи не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их основные характеристики речи признаков. Обобщая в слове воспринимаемое явление, мы одновременно абстрагируемся от ряда конкретных признаков. Так, произнося слово «собака», мы абстрагируемся от всех особенностей внешнего основные характеристики речи овчарки, пуделя, бульдога, добермана и закрепляем в слове то общее, что характерно для них. Поскольку речь является и средством обозначения, то она выполняет сигнификативную знаковую функцию. Если бы слово не имело обозначающей функции, оно не могло быть понято другими людьми, т. Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. Все перечисленные функции тесно переплетаются между собой в едином потоке речевого общения. Основные характеристики речи и речь — специфические формы отражения действительности: отражая, речь обозначает предметы и явления. Того, что отсутствует в опыте людей, не может быть в их языке и речи. Слово как раздражитель существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое. В зависимости от этого различают две формы речи — внешнюю громкую и внутреннюю скрытую речь думание. Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную монологическую и диалогическуюи письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту — чтение и письмо. Самым древним видом речи является устная диалогическая речь. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает основные характеристики речи форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий. Диалогическая речь — наиболее простая форма речи, во-первых, потому, что это поддерживаемая речь: собеседник может задать уточняющие вопросы, подает реплики, помогает закончить мысль. Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия, когда они могут воздействовать друг на друга еще и основные характеристики речи, мимикой, тембром интонацией голоса. Монологическая речь — длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Основные характеристики речи всегда связная, контекстная речь, удовлетворяющая требованиям последовательности, доказательности изложения и грамматически правильного построения предложений. Формами монологической речи являются основные характеристики речи, лекция, выступление, рассказ. Монологическая речь обязательно предполагает контакт с аудиторией, поэтому требует тщательной подготовки. Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает основные характеристики речи связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Овладение письменной речью вырабатывает совершенно новые психофизиологические механизмы речи. Письменная речь воспринимается глазом, а производится рукой, в то время как устная речь функционирует благодаря слухо-кинестезическим нервным связям. Единый стиль речевой деятельности человека основные характеристики речи на основе сложных систем межанализаторных связей в коре больших полушарий мозга, координируемых деятельностью второй сигнальной системы. Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре и основные характеристики речи необходимым элементом воспитания человека. Внутренняя речь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности. У детей дошкольного возраста отмечается своеобразный вид речи — эгоцентрическая речь. Это речь ребенка, адресованная самому себе, которая является переходом внешней разговорной речи во внутреннюю. Такой переход совершается у ребенка в условиях проблемной деятельности, когда возникает потребность осмыслить выполняемое действие и направить его на достижение практической цели. Речь человека имеет немало паралингвистических признаков: это интонация, громкость, темп, паузация и другие характеристики, в которых отражается отношение человека к тому, что он говорит, основные характеристики речи эмоциональное состояние в данный момент. К паралингвистическим компонентам речи относятся и основные характеристики речи движения, сопровождающие речевое высказывание: жесты, мимика, пантомимика, а также особенности почерка человека. Речь людей разных культур различается даже у тех, кто говорит на одном и том же языке. Послушав незнакомого человека в течение определенного времени, даже не видя его в лицо, можно судить о том, каковы общий уровень его интеллектуального развития и его общая культура. Очевидно, что люди, принадлежащие к разным социальным группам, говорят по-разному, и поэтому речь можно использовать также и для определения социального происхождения основные характеристики речи социальной принадлежности человека. Принято различать также речь пассивную понимаемую — слушание и активную разговорную. Как правило, пассивная речь и у детей, и у взрослых значительно богаче активной. Использование речи в психодиагностике. Психолингвистические особенности речи открывают широкие возможности для ее использования при определении уровня интеллектуального познавательного и личностного развития человека. Практически во всех тестах интеллекта есть специальные речевые задания, по характеру основные характеристики речи которых судят об уровне умственного развития человека тесты Векслера, прогрессивные матрицы Дж. Равена, Основные характеристики речи — школьный тест умственного развития, КОТ — краткий отборочный тест Все личностные тесты так или иначе используют речь человека основные характеристики речи дифференциал Осгуда, техника репертуарных решеток В тестах-опросниках обращение к речи прямое. В них о личности опрашиваемого судят по содержанию ответов на поставленные перед ним вопросы MMPI — многофазный личностный опросник штата Миннесота, ПДО — патохарактерологический диагностический опросник В проективных тестах спонтанные речевые высказывания человека, вызванные специфическими ситуациями или картинками, подвергаются содержательному анализу, который включает в себя изучение лексики и смысла высказываний испытуемого Основные характеристики речи — тематический апперцептивный тест Проективные тесты основаны на предположении о том, что паралингвистические особенности спонтанной речи человека хорошо проявляются в проекции тест Основные характеристики речи.


Коментарии:

    Увеличение подвижности губ и языка было обусловлено целым рядом анатомических изменений: укорачиванием и расширением нижней челюсти, так что форма ее постепенно превращалась из остроугольной в подковообразную; развитием подбородочного выступа являющегося местом прикрепления некоторых мышц, задействованных в речевых движениях ; уменьшением клыков и др. Это хныканье, а несколько позднее три-четыре недели — редкие отрывистые звуки зачатков лепета.





© 2003-2016 evrikacenter.ru